Проекты > Где ты берешь деньги и что ты делаешь целыми днями? Сведения об образовательной организации
Где ты берешь деньги и что ты делаешь целыми днями?

Автор проекта: Ульяна Быченкова

Карьерные стратегии молодой художницы, часть 1:
«Где ты берешь деньги и что ты делаешь целыми днями?»
Художник задает вопросы*. А художница? В качестве дипломной работы я провела пилотное исследование среди молодых художниц, живущих в Москве (40 человек, 18–37 лет) путем интернет-опроса, состоящего из 25-ти вопросов и 1-й картинки ― автопортрета художницы. Прообразом опроса, выступающего здесь как художественный медиум, для меня является школьная практика «Анкета друзей», вопросы которой обычно были прямыми и беспардонными. «Анкеты друзей» дополнялись разнообразными рисунками на память, вырезками, наклейками и превращались в неформальное тексто-визуальное произведение, основанное на низовом не-взрослом исследовании. Мои методы столь же профанны, а вопросы ― курьезны и риторичны. Как и составители детских анкет, я принадлежу к сообществу, которое анализирую и не претендую на «объективный» научный взгляд. Предмет моего исследования ― прекарность положения художницы, которая начинает свою карьеру и ищет способы встраивания в патриархальную, основанную на иерархиях капиталистическую арт-систему. Она выступает носителем тройной социальной и экономической уязвимости (возраст, пол, профессия ― молодая, женщина, художница.) Какие стратегии выживания и адаптации практикуют молодые художницы в этих условиях? За чей счет существуют? Разные виды гендерного контракта (домохозяйка/содержанка, обеспечиваемая мужем/партнером и др.); спонсорская поддержка родителями; контракт с галереей или зарабатывание денег альтернативными навыками? Конфликтной зоной также является любовь и дружба, грань между солидарностью, карьерными выгодами и нежелательными домогательствами в профессиональной среде. Отдельная сложная ситуация ― совмещение роли матери с образом жизни художницы. Работников креативного и репродуктивного видов труда роднит социальная незащищенность, основанная на прекарности, «невидимости» и имидже аффективной деятельности. Патриархальный гендерный контракт зависит от настроения партнера, а наемный труд временного работника от настроения работодателя и не подкреплен гарантиями трудового кодекса, что влечет за собой ненормированность рабочего дня. 
Ни мать, ни художница, ни домохозяйка ― Так же общим является свойство «невидимости» в них труда как такового, поскольку в общественном сознании ― это аффективная деятельность, то есть – не труд, а: «творческая саореализация, самовыражение»; «забота о семье и быте – природная форма женской самореализации», – деятельность, связанная с призванием, удовольствием от самореализации и, следовательно, не нуждаяющаяся в материальной компенсации.   Данные, полученные в результате опроса, я анализирую и визуализирую. В качестве итога первой части работы (Карьерные стратегии молодой художницы, часть 1: «Где ты берешь деньги и что ты делаешь целыми днями?»), я выбрала форму книги, которая содержит иллюстрации данных, разделенные на тематические блоки. Я дополняю их тезисами о целесообразности вопросов и моими гипотезами. Язык количественного исследования (числа, графики, диаграммы) ― это язык прагматики, а художественная деятельность ставит под сомнение прагматическую логику как самим процессом производства, так и его продуктами. Визуальность работы определяется этим конфликтом.

 

В дальнейшем данные анкеты будут использованы в проектировании компьютерной игры/приложения («Карьерные стратегии молодой художницы, часть 2»), где идентичность художницы как «тамагочи» ― хрупкий организм, на пути которого множество препятствий (материнство? смерть? сумасшествие? проституция? голод? успех? неудача?). Каковы условия жизнеспособности идентичности художницы? Насколько угнетает ее личность и мешают трансгрессивным практикам репрессивные институты брака, образования или общение с родителями? Или же насколько непродуктивным для творчества является состояние «стабильности»? Прообразами персонажей будут автопортреты художниц. Важной и интересной мне видится связь между карьерными стратегиями художниц и их социальной саморепрезентацией. Какова роль эпатажности образа? Как художницы распоряжаются своей сексуальностью во внешнем облике? Препятствует или способствует сексуальная объективация профессиональной состоятельности? По окончанию опроса вопросов только прибавилось. Лично для меня творческий труд невозможен без бесцельного времяпровождения, но его возможность упирается в деньги. Мне нужны деньги на то, чтобы я могла серфить интернет, совершать пешие прогулки, принимать ванну, ковыряться в носу, страдать и размышлять, чтобы иметь возможность не тратить время на поиски работы/хождение на работу, попрошайничество у партнера или родителей. Я считаю, что лень и созерцание ― важные составляющие невидимого «труда художника» и, так же как и труд домохозяйки или материнский труд, заслуживают оплаты и уважения. Но кто даст мне «право на лень» и главное ― материальные средства? Поиск ответа на этот риторический вопрос заставил меня обратиться к медиуму видеообращения для краудфандинга. ________________________ *Распространенное мнение 
Год: 2015.
Проекты > Где ты берешь деньги и что ты делаешь целыми днями? Сведения об образовательной организации