Проекты > Выставки > Sense and sensibility Сведения об образовательной организации
Sense and sensibility

Правительство Москвы, Департамент культуры г. Москвы, Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко совместно с Центром дизайна Artplay на Яузе с 7 по 15 апреля 2010 года представили выставку «SENSE AND SENSIBILITY».

В рамках VIII Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010» в Центре дизайна ARTPLAY на Яузе прошла выставка «Sense and Sensibility», участие в которой приняли около 40 студентов и выпускников Московской Школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко – новое поколение молодых художников, работающих преимущественно в области фотографии и видео.

Центр дизайна ARTPLAY на Яузе уже во второй раз принимал у себя молодых художников – летом 2009 года в Малом выставочном зале прошла первая дипломная выставка выпускников Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Творческий союз нового поколения художников и новой площадки Центра дизайна ARTPLAY на Яузе становится доброй традицией.

Выставка  «Sense and Sensibility» названа по одноименному роману знаменитой английской писательницы Джейн Остин. Кураторы отказались от перевода, ибо он порождает трудности. Английское sense – это чувство, значение (слова) и смысл (действия), а также сознание, разум. Sensibility – это чувствительность, способность сопереживать, чуткость, восприимчивость, а также точность (приборов). Название романа Остин переводили как «Чувство и чувствительность» и «Разум и чувства». В последней, более распространенной версии прочитывается противопоставление двух начал, которое олицетворяют две сестры, главные героини романа – рассудительная и сдержанная Элинор и впечатлительная и импульсивная Марианна. Вместе с тем, именно первой – отнюдь не бесчувственной, но внимательной к чувствам других, наблюдательной и одаренной художнице – отдала предпочтение сама Остин. В той же мере, что и здравый смысл, она воплощает «сенсибилити» – способность художественного восприятия мира и его отражения средствами искусства.

Казалось  бы, сфера чувств давно апроприирована массовой культурой и на территории современного искусства воспринимается как табу. Вместе с тем проблематика чувства и чувствительности в современной фотографии и видео работает на предельной интенсивности, особенно, если речь идет о документальной, «непосредственной» съемке, которая являет «моментальную истину». События окружающего мира становятся произведением искусства благодаря особой внутренней настройке художника, его «сенсибилити». В этом смысле можно перевести sense and sensibility на язык эстетических категорий как «смысл и точность», некий аналог «формы и содержания». Молодые художники, подобно героиням Остин, девушкам на выданье, также оказываются перед выбором на пути к своей художественной карьере. Сегодня в искусстве декларируется социальная ангажированность, но она редко проявляется в содержании работ, оставаясь плакатной, манифестационной, тогда как подлинно социальное непосредственно связано с чувством. Молодости в целом близка тема чувства, романтического и иррационального. Но попытка обрисовать контуры современной чувствительности далека от противопоставления концептуального начала визуальному, дискурса – зрелищу. Разговор о современной художественной практике в терминах «чувства и чувствительности» преодолевает это противоречие и обнаруживает взаимосвязь двух начал. Как у Р. Барта чувственность выступает как исток обретаемого текстом смысла: «означивание – это смысл (le sens), порожденный чувственной практикой (sensuellement)». 

Заявленная  тема по-разному раскрывается в работах  участников выставки. В проекте «Некрофония» (авторы – А. Дергачева, Д. Зинченко и М. Максимов), представляющем регистрацию звуковых волн на могилах великих русских писателей, Sensibility трактована как чувствительность приборов, настраивающая зрителя на мистический диалог с отцами русской культуры. В фотосерии «Под снегом» Л. Студеникина исследуются занесенные двадцатилетним снегом забвения пространства ВДНХ, его идеология и мифология. Зависшие между жизнью и смертью, ждущие своего часа вагоны в «Сортировочной» Р. Каримова вмурованы в бетонную плиту – то ли памятник, то ли могилу. Ретроспективный взгляд на свое детство и юность у Д. Кирилловой («Я и жестокость»), П. Жукова (Out of my memory-5) и Д. Москвичева («Выпускной») связан с ревизией собственных фото- и видеоархивов. Портрет молодежной субкультуры как повод для отстранения у К. Савченкова (Farewell) и И. Батракова на выставке соседствуют с очень внимательным всматриванием в чужую жизнь в самых разных ее проявлениях – от провинциального травести-шоу (у Т. Черкезян) до московской богадельни (у Л. Абрамовой), от русских мусульман О. Онипко до тувинских шаманов С. Монгуш. Сострадание объединяет документальные серии А. Руденко («Бедные люди») и  А. Луфта («За минуту до славы») и тематизируется в документации перформанса П. Канис, представляющем вместе с документацией Я. Пищикова (Global Crisis-2), своеобразную новую волну в этом жанре. Другие авторы исследуют момент зависания в пространстве и времени, показывая героев, выпадающих из привычного окружения, как в работах А. Антоновой («Ход времени»), Е. Асташовой («Культуризм») и Д. Венкова («В другом времени»). При этом способность порождать чувства приписывается подчас заменяющим реальных людей манекенам (в проекте Fake А. Маркеловой) или даже тексту (у В. Марченковой).

Список, расположение и описания проектов (.doc)

Программа:

7 апреля 2010 (среда):
17.00 – торжественное открытие

19.00 – презентация нового номера видеожурнала Vidiot «Семь девичьих историй»

10 апреля 2010 (суббота):
15.00 – экскурсия по выставке
16.00 – круглый стол
«Между чувством и чувствительностью. Новая волна художников, работающих с технологическими видами искусства»
18.00 – программа видеожурнала Vidiot

15 апреля 2010 (четверг):
18.00-21.00 – праздничное закрытие выставки, сет DJ Rony Douglas

Видео с открытия:

Видео Петра Жукова:

 


Кураторы
Участники
Даты выставки
07 апреля 2010 года — 15 апреля 2010 года
Проекты > Выставки > Sense and sensibility Сведения об образовательной организации