Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Лаборатория виртуальной среды и дополненной реальности Сведения об образовательной организации

Школа Родченко представляет программу, ориентированную на исследование мета-измерений, нового опыта технологий трансмедиа, виртуального сторителлинга, гибридных коммуникаций и пространственных вычислений.

Курс посвящен переосмыслению цифрового и физического пространств, системам виртуальной коммуникации и переносу реальности в иммерсивный многопользовательский интерфейс. Тематика переплетена с последними достижениями в области компьютерной графики, искусственного интеллекта, синтетических и программируемых материалов, цифровой моды и идентичности, медиаискусства, блокчейна и социального взаимодействия в виртуальных мирах. Участники будут анализировать существующие платформы и используемые в них технологии. Они смогут попробовать различные направления деятельности и разработать каталог цифровых объектов, провести персональную выставку, иммерсивную экскурсию или выработать свой собственный художественный метод, объединяя творческие тактики и научный подход.

Что будем делать? 

Курс представляет уникальную возможность развить свои творческие навыки, углубиться в области медиакультуры и технологий. Структура курса состоит как из теоретических, так и практических знаний в сфере программируемых сред и материалов, включает пошаговый процесс создания компьютерной графики, алгоритмы машинного обучения для автоматизированного цифрового производства, нейросети и сервисы, программы и методики, новые трансмедийные форматы и способы их распространения в кроссплатформенных системах.

Задача курса — в теории и на практике исследовать специфику компьютерной графики и морфологию цифровой среды, расширяя понятие материальности, где числовые модели информированы физическими свойствами веществ, а математический ландшафт выступает в качестве репрезентации оцифрованной реальности. 

На курсе мы поработаем с темой естественного пользовательского окружения, камерами панорамной съемки и сенсорами захвата движений, на основе данных построим виртуальное пространство и внутри него проведем черту между цифровым перформансом и виртуальным хэппенингом, научимся создавать и приводить в движение объемные кинетические инсталляции, кибер-органические скульптуры и иммерсивные симуляции на основе данных. Без использования сложного программного обеспечения создадим свои уникальные мета-идентичности через управляемых аватаров и маскирующие слои дополненной реальности, реализуем гибридные практики коммуникации и нелинейного сторителлинга, затронем крипто-арт, токенизацию художественного проекта и методы кросс-платформенной репрезентации.

Программа ориентирована на

  • знакомство с творческими тактиками сбора данных, с технологиями создания аватаров и цифровых двойников, с моделями коллективной коммуникации в метапространстве;
  • получение опыта взаимодействия с технологиями цифрового производства, инструментами моделирования, скульптинга, текстуринга и анимации;
  • освоение методов интеграции оцифрованных объектов в кроссплатформенные медиа.

Практическая база курса посвящена изучению программного обеспечения и работе сервисов: Unity, Blender, SparkAR, Plask, Lens Studio, Snap Camera, Mixamo, ReadyPlayerMe, Animaze, AvatarSDK, Spatial, Mozilla Hubs, Gravity Sketch, Reality Capture, Agisoft MetaShape, Modelified, 3d Scanner app, PolyCam, Sketchfab, OpenSea, Google Earth, MatterPort, leonardo, PiFU HD.

Теоретическая часть посвящена краткому обзору и анализу техник, направлений, а также эстетических концепций в искусстве новых медиа для исследовательской части проекта, требующей от участников творческого вдохновения, визуальной насмотренности и актуального дискурса. Во время обучения студенты ознакомятся и смогут поработать с такими темами как новые коммуникативные арт-практики, партиципаторность, диджитал-фланирование, вебарт и постинтернет, новая эстетика, цифровой перформанс, корпореализм, метареализм, метамодерн, фиджитализм, софткультура, криптоарт, диджитал паблик-арт, интерактивное искусство.

По итогу участники смогут продемонстрировать созданные цифровые произведения в мета-пространстве: выставочный павильон, презентацию художественной работы и документацию проекта.

Эксперт курса (преподаватель)

Евгений Лукута — междисциплинарный художник, ведущий образовательных интенсивов магистерских программ «Цифровое искусство» в ДВФУ и  «Технологическое искусство» Университета МИСИС, преподаватель кафедры автоматизированного проектирования и дизайна института технологий и компьютерных наук. Выпускник ВШСИ по курсу "Кураторство в цифровом пространстве", автор видеоинсталляций в театральных постановках, участник выставок и фестивалей медиа-арта, исследовательского проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, художник пространственной электроакустической лаборатории SEAL и виртуальной резиденции THE CITY, призёр фестиваля видеоарта «Pixels Fest», победитель конкурса re:Store digital art в категории Unlock AR+ PRO.

Условия обучения

Курс рассчитан на тех, кто не занимался 3D-графикой. Продолжительность программы составляет 14 занятий, длительность одного занятия — 3 часа. 

Занятия проходят в компьютерном классе. Вам понадобится флэшка, чтобы сохранять свои наработки с занятий. Для выполнения домашнего задания потребуется установить Blender, Unity, Spark AR на свой домашний компьютер или ноутбук. 

Минимальные требования к системе

Windows: Intel Core i3, оперативная память: 2 ГБ, Видеокарта: 2 ГБ, OpenGL 4.3. 
MacOS: Intel Core i3 Оперативная память: 2 ГБ Видеокарта: 2 ГБ, OpenGL 3.3.

Программа курса
Модуль 1.
 Виртуальная реальность

  1. Определение искусства метамодерна, криптоарт и дереализация, цифрофизические экосистемы и художественное освоение кросс-платформенных пространств визуальной коммуникации, понятие места в кибер-среде и новые слои реальности, работа с гарнитурами виртуальной реальности;
  2. Тактики новых медиа, инструменты и художественные техники сбора пространственных данных, сканирование и фотограмметрия, оптимизация и пост-обработка, партиципаторные практики, номадическое фланирование в прото-зеркальном мире;
  3. Работа над гипотезой как коллективное действие в мета пространстве, виртуальный мудбординг и иммерсивный референсный поиск, майндмэппинг в кроссплатформенных средах, VR-инструменты рисования и скульптуры, инспиративные AI-инструменты создания уникальных работ;
  4. Работа с 360-камерами, производство панорамированных фото/видео материалов и области применения, алгоритмы автоматизированного моделирования и анимации, процедурная генерация художественного текста и аудио сопровождения;
  5. Технологический стек для создания трехмерных моделей: моделирование, скульптинг и ретопология, создание текстурных координат и перенос данных с запеканием, процедурные карты и физически корректная визуализация, настройка анимации, оптимизация под веб-платформы;
  6. ID-репрезентация, цифровой корпореализм как постчеловеческая оболочка, диджитал перформанс и методология исследования, инфлюенсинг, аватары, скринвир и цифровые двойники, оснастка скелета модели и привязка к костям сетки;
  7. Методы создания отзывчивой XR модели взаимодействия, сервисы визуального программирования веб-интерфейсов, механики взаимодействия и профайлинг в кибер-системе, конструирование выставочного мета-павильона, нелинейный сторителлинг, репрезентация, документация и курирование цифрового пространства.

Модуль 2. Дополненная реальность

  1. Критическое осмысление интернета и кибер-активизм, субъектность и демократизация творчества, методы экспонирования AR-работ, цифровой паблик арт и среды самовыражения, изучение интерфейса и программных возможностей;
  2. Предварительный просмотр и обзор архитектуры базового набора эффектов, работа с текстурами и материалами на физической основе, цветовыми переходами динамическими секвенциями и значениями камеры, добавление и позиционирование источников света;
  3. Искусство как интерфейс системы коммуникаций, работа в редакторе нод, добавление визуальных шейдеров, логики, сенсорных жестов, захват лица пользователя в камере, отслеживание цели, трекинг поверхности для размещения сцены в поле зрения задней камеры;
  4. От машинного обучения к новой морфологии, применение алгоритмов, использование 2D и 3D-объектов в сцене, анимирование контента: скелетная и процедурная анимация, BlendShapes искажения и добавление ретуши;
  5. Сегментация пользователя, замена фона, управление слоями и камерой в сцене, генерация частиц, настройка входных значений микрофона и управление аудио, счетчик и анализатор звука;
  6. Применение редактора патчей и скриптинга для программирования динамичных и интерактивных эффектов, основы написания сценариев, создание интерактивной механики со звуковыми эффектами и сохранением результатов;
  7. Оптимизация, добавление встроенного пользовательского интерфейса, инструкций, упаковка, тестирование, публикация и продвижение готовых эффектов в хабе, анализ статистики, показ итоговых проектов в формате выставĸи и подведение итогов курса.
Дневная программа «Искусство фотографии и мультимедиа» > Дисциплины > Лаборатория виртуальной среды и дополненной реальности Сведения об образовательной организации