События > Все новости > Выставка Елены Артеменко «Порочный круг» Сведения об образовательной организации
Выставка Елены Артеменко «Порочный круг»06.09.2013 / 11:29

Random gallery рада пригласить вас на персональную выставку молодой художницы Елены Артеменко «Порочный круг». На выставке будут представлены новая видеоработа «Событие», а также проекты, созданные в течение 2011-2013 годов.

Куратор: Кирилл Преображенский


Кирилл Преображенский: Я хотел бы поговорить о названии выставки. В слове порочный есть минимальный обличительный пафос, и коннотация фразеологизма скорее негативная. Так в чем порочный круг?

Елена Артеменко: В программировании, например, замкнутыйцикл не имеет никаких негативных коннотаций, отсутствие начала и конца – это просто свойство этого процесса. Но понятно, что когда мы сталкиваемся с некой дурной бесконечностью в жизни, отсутствие выхода представляется негативной ситуацией. С другой стороны, весь мир функционирует в этом порочном круге и, как и главный герой в моей новой работе, не особенно пытается вырваться из него, потому что замкнутый круг на самом деле – очень комфортная ситуация. Ведь совершенно непонятно, что за этой дверью с надписью «выход», в то время как ходить по кругу – это привычно, отработано и не так страшно.

КП: Твои предыдущие работы были в большей степени аналитическими, такими голыми структурами, а сейчас они становятся более чувственными, ты больше работаешь над эстетикой. С чем это связано?

ЕА: Думаю, это просто два разных полюса, и оба мне интересны. Есть идеи, сильные сами по себе, и тот или иной вариант ее воплощения качественно ничего не меняет, и создание произведения можно даже делегировать машине, программе. Но намного сложнее, когда идея требует создания своей эстетики, когда художник несет ответственность за выбор каждого объекта, попадающего в кадр, за каждый поворот камеры и каждое движение, которое сделает актер. Здесь должны совпасть сила идеи и реализации, и это настоящий вызов фантазии художника.

КП: Я знаю, что с некоторыми твоими работами, которые будут представлены на выставке, в частности, с «Набором революционера», возникала проблема с интерпретацией в правый или левый дискурс, а к тебе как к художнику это вызывало вопросы в духе «Так ты за кого?»

ЕА: Мне кажется, если произведение представляет собой иллюстрацию конкретной политической позиции художника – это попахивает каким-то пропагандистским искусством. Художник не обязан оправдываться и отчитываться, как на партсобрании. Он показывает проблему, которая, на его взгляд, существует, например, в протестном движении. Но это не значит, что этим художник заявляет, что он не разделяет или, наоборот, разделяет определенную систему ценностей. Вопросы «Так ты за нас или против?» только демонстрируют, что протестное движение не терпит критического отношения к себе и сразу пытается записать тебя в стан врага, что, на мой взгляд, не очень продуктивно – ведь точно также на критику реагирует система власти.

КП: У тебя на этой выставке будет работа о гастарбайтерах. Мне эта тема в каком-то смысле близка, потому что гастарбайтеры - бессловесные существа, и многие сейчас за них «вписываются», в том числе и в художественном контексте, это стало распространенной темой. Твоя работа построена на том, что ты вкладываешь слова всех этих теоретиков в уста гастарбайтеров. И ты этим делаешь мягких жест примирения…

ЕА: Нет, это не жест примирения. С одной стороны, я хотела показать, что все эти дискуссии – все то же хождение по кругу, воспроизводство клише. Но, с другой стороны, если гастарбайтерам дать возможность высказаться, дать право голоса, будет ли им что сказать об этой теме, кроме тех же самых наработанных клише? Может, проблема не в отсутствии голоса, а в проблеме выработки нового языкового аппарата?

КП: А теперь представь, что молодой художник находится в ситуации такого гастарбайтера, оперирующего языком и дискурсами, разработанными другими. И в своем фильме «Сказка о воспроизводстве банальностей» ты как раз показала, что молодой художник может только повторять чужое, а своего-то голоса у него нет. Это же по сути расписаться в собственном бессилии.

ЕА: Это не так. Всегда есть два варианта: повторять, как герой «Сказки», довольно комфортно существуя в этом замкнутом круге, либо разрабатывать собственный образный и языковой аппарат, что я и пытаюсь делать в своих новых работах.

Адрес: Поварская ул. д. 20, вход со двора 18-го дома, под вывеску «театр «открытая сцена», служебный вход». Контактный телефон: +7-916-154-0902. Random gallery (http://randomgallery.org/) располагается на территории международного культурного проекта Арт-Резиденция (www.art-residence.ru)


События > Все новости > Выставка Елены Артеменко «Порочный круг» Сведения об образовательной организации