Проекты > Выставки > Девятое марта Сведения об образовательной организации
Девятое марта

Девятое марта – это то, что случается, собственно, после 8-го марта. Проект приурочен к 100-летию Международного женского дня 8 марта и исследует, что изменилось за сто лет существования этого праздника и как изменилось само представление об этом празднике. В центре инсталляции – видео, снятое в день открытия выставки, дополненное коллажем из найденных открыток, а также письмами в адрес великих современных женщин-художниц.

«Дорогая N! Поздравляем Вас и всех женщин Вашей семьи с Международным женским днем 8 марта! Желаем Вам успехов в труде, счастья в личной жизни и отличного настроения!» - примерно такие открытки во времена моего детства получали от родственников и друзей все советские женщины. Сегодня «Международный женский день» заменен эвфемизмами вроде «праздника весны»; ни о каких успехах в труде речи уже не идет; мужчины галантно преподносят «прекрасным дамам» стандартный цветочно-конфетный набор; неловкость поздравления с праздником, кажущимся нелепым наследием советского прошлого, скрывают бодрые анонимные четверостишия из сети, а о том, что в семнадцатом году пресловутая женская демонстрация стала началом русской революции никто не вспоминает. Теперь мы поздравляем всех женщин, как двумя неделями раньше поздравили всех мужчин: каждому полу по празднику – в этом заключено наше представление о равенстве полов.

Один из моих любимых фильмов «История французского кинематографа» Ж. Л. Годара вместо юбилейных од представляет провокационное исследование того, как герои французского кино стираются из памяти своих соотечественников, как празднование подменяет подлинное присутствие в культуре. Эта аналогия мне, конечно, пришла в голову уже после того, как я придумала «Девятое марта».

Девятое марта – это, как нетрудно догадаться, то, что случается после 8-го марта. Фактически я тоже исследую разными способами, что изменилось за сто лет существования этого праздника и как изменилось само представление об этом празднике. Меня интересуют даты вообще и даты забытые, репрессированные – в особенности. (В отличие от западного информационного пространства, где этот день не претерпел столь плачевной деградации, отечественные СМИ не афишируют нынешний юбилей Международного женского дня). Одно из моих исследований реализуется буквально 9 марта – наутро после праздника женщины встали и пошли на работу – я снимаю торопящиеся мимо женские ноги (они гораздо проворнее мужских), многие из них – на высоких и неудобных каблуках на заснеженной и скользкой дороге. Право на труд не освобождает от жертв красоте. Мне кажется, не выходящий из моды каблук – это современный аналог китайскому бинтованию ног.

Вторая часть моего проекта – это исследование эволюции иконографии поздравительных открыток с 8 марта и самих поздравительных текстов преимущественно на материале открыток 1950-1980-х гг., они показывают эволюцию (контрреволюцию) образа женщины в СССР. Параллельно я собираюсь показать ксерокопии поздравлений со 100-летием Международного женского дня, адресованных знаменитым американским художницам-феминисткам – Линде Бэнглис, Джуди Чикаго, Мэри Келли, Марте Рослер и др. – и здесь главное уже само наличие такого основополагающего для искусства и при этом со-временного нам адреса. Наконец, некий знак женщины-работницы появится в самом оформлении выставочного пространства.

Екатерина Лазарева

Даты выставки
09 марта 2011 года — 16 марта 2011 года
Проекты > Выставки > Девятое марта Сведения об образовательной организации